53614
Не секрет, что дети, особенно в раннем и дошкольном возрасте могут бояться многого. Родителям зачастую приходится сталкиваться с разнообразными фобиями своего чада – боязнью темноты, насекомых, незнакомых людей и много другого. Иногда страх у ребенка бывает связан и с таким вроде бы естественным и необходимым процессом как дефекация. О том, как формируется страх перед походом в туалет, чем проявляет себя, как с ним бороться, и что делать родителям, чтобы такая проблема не коснулась их ребенка, в нашей статье поговорим с детским врачом-педиатром, детским гастроэнтерологом клиники «Смитра» Карасенко Марией Николаевной.
Страх ребенка перед походом в туалет, намеренное сдерживание позывов к дефекации носит название «психологического запора». Чаще всего такой запор возникает у малышей в возрасте от 1,5 лет до младшего школьного возраста, но по ряду причин может встречаться и у более взрослых детей.
Почему у ребенка возникает страх к походам в туалет «по-большому»?
Чаще всего, причиной возникновения психологического запора служит запор физиологический. Для ребенка, особенно младшего возраста, тяжелый, болезненный поход в туалет после нескольких дней запора может стать настоящим стрессом. Малыш рефлекторно начинает бояться какать, поскольку этот процесс теперь ассоциируется у него с болью. На этом фоне страх очень быстро закрепляется в мозге ребенка, особенно в том возрасте, когда малыш уже осознает, что имеет контроль над сфинктерами. Уже примерно с двухлетнего возраста ребенок понимает, что он может сдержать позывы в туалет, не пойти какать, чтобы не было больно. И вот здесь уже начинается сочетание психологического запора с физиологическим – этакий замкнутый круг: отказ от похода в туалет приводит к затвердению кала и новым запорам, а акт дефекации, который рано или поздно происходит, вызывает боль и еще больше усиливает страх.
Причин возникновения физиологического запора очень много, но, к счастью, у детей в 90% случаев они носят функциональный характер, т.е. могут быть связаны с особенностями питания (изменение рациона, неправильное питание, несоблюдение водного режима, когда ребенок отказывается пить, питается «всухомятку»), медицинскими случаями (антибиотикотерапия, последствия оперативного лечения). Органические запоры у детей встречаются гораздо реже, и, как правило, они проявляются в виде упорного течения запора, который не поддается лечению. Такие состояния связаны чаще всего с врожденными патологиями: аномалиями развития толстого кишечника или болезнью Гиршпрунга (врожденной аномалией иннервации нижнего отдела кишечника). Как правило, такой диагноз устанавливается уже в роддоме либо немного позже, если дефект не слишком значительный, способный какое-то время компенсироваться. В некоторых случаях запоры сопровождают заболевания эндокринной системы, например, гипотериоз. В целом, запор может быть симптомом заболеваний многих органов и систем. Поэтому при его возникновении важна общая оценка состояния здоровья ребенка.
Другая причина возникновения психологического запора у ребенка – это стрессовая ситуация. Любая тревожная ситуация дома, переезды, развод родителей или расставание ребенка с ними, выход в сад, в школу – все это может послужить толчком к формированию фобии к походам в туалет. Слишком агрессивное приучение к горшку также может стать причиной страха перед дефекацией. Если ребенка категорично заставляют «делать свои дела» только на горшок, а малыш еще к этому не готов, он будет протестовать, а выражаться протест будет как раз в форме отказа от дефекации и всяческого избегания этой темы. Даже самые маленькие дети испытывают дискомфорт, когда их ругают. Поэтому, если каждые испачканные штанишки вызывают у мамы или папы бурю негативных эмоций, малыш может принять решение вообще не какать, чтобы его не ругали. Дети чуть постарше очень чувствительны к словам и мнению окружающих: причиной психологического запора у ребенка может стать обсуждение родителями его похода в туалет (например, недовольство запахом) или случайно брошенные слова сверстников типа «Мужики не какают!».
Если причиной психологического запора стала стрессовая ситуация, у ребенка параллельно могут наблюдаться другие проявления тревожности: капризы, нарушения сна, другие страхи. В таком случае для преодоления проблемы необходима комплексная работа с врачом-неврологом и психологом.
Зачастую психологический запор – это невозможность расслабиться. Такая проблема встречается даже среди взрослых людей, которые не могут сходить в туалет вне дома. У детей, особенно в процессе приучения к горшку, важно следить за каждой мелочью, поскольку любой, даже незначительный на наш взгляд, фактор, может вызвать у малыша страх. Например, горшок прищемил попу (речь идет о горшках, у которых одна часть вкладывается в другую), и у ребенка очень быстро сформировался страх, он больше ни за что не сядет на этот неудобный горшок, будет отказываться какать, убегать и прятаться. Некоторые дети даже отказываются от еды, чтобы не захотеть в туалет «по-большому».
Сколько времени потребуется для лечения психологического запора – вопрос, не имеющий однозначного ответа. Страх формируется очень быстро, особенно если он связан с болезненной дефекацией, но уходит далеко не сразу. Если причиной страха перед туалетом стал стрессовый фактор в семье, то проблема уйдет только после нормализации ситуации. В случае если нормализовать ситуацию невозможно, ребенку необходима будет работа с психологом по минимизации последствий стресса.
В процессе преодоления проблемы страха перед походом в туалет необходимо создать для ребенка ситуацию безопасности, в которой ему не страшно, не больно, и он может расслабиться. Наберитесь терпения, создайте доброжелательную обстановку, не заставляйте, не ругайте ребенка, не кричите («А ну-ка давай быстро какай!») – этим вы только усугубите ситуацию. Малышу нужно помогать и объяснять, рассказывать, для чего нужно ходить в туалет, что все люди это делают.
Сейчас есть много мультфильмов про дефекацию, где рассказывается, что это нужный и нормальный для человека процесс. Посмотрите их вместе с ребенком и обсудите увиденное.
В туалете можно организовать маленькую игровую зону – не приносить туда игрушки каждый раз, а именно оставить их «жить» в туалетной комнате. Это сформирует у ребенка интерес к походу в туалет и понимание, что там нет ничего страшного. Игровую зону разнообразьте различными предметами для развития мелкой моторики – сортёрами, пластилином, паззлами, поп-итами и т.д. Игры, направленные на работу руками и выполнение мелких движений, отвлекут малыша от зажимания попы.
Если ребенок уже ходит на унитаз, во время похода в туалет следите за положением его тела. Ноги должны стоять на твердой опоре (специальной подставке для ног), вытягивать и поджимать их нежелательно. Сиденье унитаза должно быть удобным. Главное, следите, чтобы ребенок не зажимался и не держался руками за ободок унитаза – любое напряжение усложняет акт дефекации. Расслабиться ребенку может помочь теплая вода – принятие теплой ванны или переливание воды.
Обязательно следите за временем - ребенок должен сидеть на горшке или унитазе около 15-20 минут, потом встать и уйти не зависимо от результата. Наберитесь терпения и повторяйте такие походы в туалет с играми несколько раз в день.
Для успешного избавления ребенка от страха дефекации установите дома табу на разговоры о проблемах со стулом, не обсуждайте их даже с другими взрослыми. Случайно услышанный ребенком разговор может спровоцировать у него еще большую тревожность и привести к ухудшению состояния.
В том случае, если у малыша присутствует настоящий запор в виде плотного стула, и в его рацион пока невозможно ввести достаточное количество клетчатки (фрукты, овощи, цельнозерновые продукты), доктор может назначить препараты для размягчения стула. Сегодня существует три вида слабительных препаратов, которые разрешены для применения у детей - это препараты на основе Макрогола, Лактулозы или Лактитола. Они безопасны, не вызывают привыкания и синдрома отмены. Любые другие стимулирующие слабительные, в том числе содержащие листья сенны, детям применять нельзя!
Когда нужно обращаться к врачу?
Однократная временная задержка стула у ребенка – еще не повод срочно бежать к врачу. Что должно насторожить? Ребенок, который обычно регулярно ходил в туалет, вдруг перестает какать, не ходит «по-большому» по 3-4 дня или ходит только после клизмы; у него неожиданно изменилось поведение – малыш отказывается от туалета, убегает, прячется, плачет при слове «какать»; вы заметили испачканные трусики у ребенка при отсутствии стула (каломазание). При появлении таких симптомов нужно обратиться за консультацией к врачу-педиатру или детскому гастроэнтерологу. Доктор исключит физиологические причины запора и при необходимости порекомендует обратиться к психологу. При наличии крови при дефекации обращение к врачу должно быть незамедлительным!
Что делать при отсутствии стула у ребенка?
Если ребенок не ходил «по-большому» 3-4 дня, до обращения к врачу родители сами могут помочь ему вызвать стул. Сделать это можно при помощи микроклизмы или глицериновой свечи. Использовать мыло и любые другие растворы ни в коем случае нельзя! Чем раньше начнется лечение, особенно, если стул плотный и болезненный, тем меньше вероятность формирования у ребенка стойкого страха перед актом дефекации.
Основные правила профилактики запоров у детей:
1. Сбалансированный рацион питания. Причем питаться правильно должна вся семья. На своем примере показывайте ребенку, что фрукты, овощи, крупы, другие полезные продукты – это очень вкусно. Помните, что ребенок никогда не будет есть брокколи и отварную курицу, если родители предпочитают жирные сорта мяса и жареную картошку.
2. Соблюдение питьевого режима. Следите за количеством выпитой воды ребенком, чаще напоминайте ему, что нужно попить водички. Именно чистой воды, другие напитки ребенок должен употреблять в зависимости от возраста и в гораздо меньших количествах.
3. Двигательная активность. Следите, чтобы ваш ребенок не лежал бесконечно на диване с телефоном и другими гаджетами, особенно это, конечно, касается детей постарше. Двигайтесь вместе! Подойдет любой вид активности – прогулки, велосипед, самокат, игра в мяч, упражнения, направленные на укрепление мышц брюшного пресса и тазового дня, - приседания, прыжки на фитболе, надувных лошадках, ходьба гусиным шагом и т.д.
4. Аккуратное приучение к горшку. Приучайте малыша к горшку плавно, аккуратно, постепенно, без насилия и «нервов». Делайте это только тогда, когда видите, что ребенок уже к этому готов.
Здоровья Вам и Вашим близким!
Материал подготовлен при участии врача-педиатра, детского гастроэнтеролога клиники «Смитра» Карасенко Марии Николаевны.